Стереотипии у детей с РАС

Стереотипии – это любое бесцельное повторяющееся движение, звуки или слова. Еще их называют «самостимуляция» или «стимминг». Они могут выступать как один из диагностических критериев для РАС. Но стереотипии могут признаваться симптомами аутизма только в тех случаях, когда стереотипии мешают выполнению повседневных задач и обучению.

У каждого человека есть двигательные стереотипии. Кто-то стучит пальцами или ручкой по столу, кто-то накручивает волосы на палец, кто-то хрустит костяшками пальцев или повторяет одну и ту же фразу по несколько раз, это характерно для каждого из нас. Другой вопрос, если стереотипии могут быть социально неприемлемыми или раздражающими людей вокруг. Если родители ребенка с РАС задаются вопросом «Как прекратить стереотипии?», то они формулируют вопрос неверно. Во-первых, у всех людей есть самостимулирующее поведение, так что полностью прекратить его невозможно. Во-вторых, даже если вы избавитесь от одной стереотипии, ей на смену придет другая — и есть риск, что следующая стереотипия будет гораздо более проблемной.

И самое важное – ваши попытки прекратить стереотипии могут вызвать желание у ребенка избегать вас и общения с вами, в результате, вы потеряете возможности для социального взаимодействия.

Всегда лучше начинать с поиска причины и понимания мотивации поведения и задавать верный вопрос: «Почему мой ребенок прибегает к этому поведению?» Вот несколько возможных причин:
• Чрезмерная или недостаточная стимуляция. Стереотипии помогают блокировать лишнюю сенсорную информацию из окружающего мира и избежать перегрузки или могут предоставлять дополнительную сенсорную стимуляцию, когда это необходимо.
• Уменьшение боли. Повторяющиеся удары головой или по телу могут уменьшить общее чувство боли. Существует гипотеза что стереотипии освобождают бета-эндорфины, которые действуют как анестезия и вызывают удовольствие.
• Управление эмоциями. Очень часто у детей с РАС могут возникнуть такие реакции на радость и восторг как прыжки или тряска кистями рук.
• Саморегуляция, некоторые стереотипии помогают ребенку успокоиться.
• Иногда ребенок может закрывать уши руками, испытывая перегрузку от громких звуков.

Виды самостимулирующего поведения при аутизме.
Самостимуляция у ребенка с аутизмом может проявляться одним или несколькими из 6 основных видов стимминга:
• зрительного (визуального);
• аудиторного (звукового/слухового);
• тактильного (связанного с прикосновениями и ощущениями от них);
• вестибулярного (связанного с ощущением равновесия);
• вкусового;
• обонятельного.
То есть каждый отдельный вид самостимуляции как бы обращается к одному или нескольким чувствам, за счет чего является буквально жизненно необходимым для ребенка с аутизмом.
Примеры самых распространенных самостимуляций включают: раскачивание, кружение на месте, тряску кистями рук, жевание несъедобных предметов, выстраивание игрушек или предметов в ряды, кручение или разбрасывание предметов, такие вербальные самостимуляции как крики, визги и повторение цитат из любимых видео. Также визуальные самостимуляции, как разглядывание предметов и частое моргание, а также разрывание бумаги на мелкие кусочки и многое другое.

Необходимо уменьшать стереотипии, когда они мешают общению, обучению и негативно влияют на социальные ситуации. Вот идеи о том, как уменьшить время на стереотипии и одновременно развивать навыки общения:
• Медицинское обследование, чтобы исключить физические причины стереотипий, например, ушные инфекции, хронические боли, мигрени, отслоение сетчатки.
• Улучшение сенсорной и эмоциональной обстановки, чтобы ребенку было комфортнее и потребность в самоутешении уменьшилась.
• Спорт, физические упражнения и другие интенсивные физические нагрузки уменьшают стереотипии. Возможно, это связано с тем, что при физических нагрузках освобождаются бета-эндорфины, как и в результате стереотипий.
• Создание положительной ассоциации между стереотипией и социальным взаимодействием. Можно разрешать стереотипию как поощрение или награду после короткого периода совместной игры или работы.

Материал составлен на основе вебинара «Школа пациента». Записаться и стать участником следующих вебинаров вы можете на страницах сообщества:
https://www.facebook.com/autizminfo
https://www.instagram.com/autizm.info/

Наши партнёры и друзья