Быть педагогом – это непросто, а обучать детей с особенностями в развитии – ещё сложнее. Помимо профессиональных компетенций для этого необходимо огромное желание и постоянное стремление работать над собой. Воспитатель ресурсной группы ДОУ N32 «Звёздная колыбель» Наталья Николаевна Боброва постоянно развивает в себе эти качества. Являясь молодым специалистом в области дошкольной педагогики (за плечами Лебедянский педагогический колледж), она продолжает высшее образование в Елецком государственном университете имени И.А. Бунина, а также постоянно повышает квалификацию в сфере прикладного анализа поведения.
— Почему выбрали направление инклюзии?
— Честно говоря, я ещё в детстве задумывалась о том, чтобы стать психологом или таким специалистом, который мог бы помогать тем, кто особенно в этом нуждаются. Тогда ещё не было такого понятия, как инклюзия, но были люди с особенностями, которые время от времени встречались на жизненном пути. И мне очень хотелось понять, мне было интересно, как с ними взаимодействовать. Позднее, когда уже работала в общеобразовательной группе, там оказался мальчик с особенностями в развитии. И мы столкнулись с ситуацией, когда для его обучения и воспитания не было специально подготовленной среды, и педагогам не хватало знаний и навыков. К приему и принятию такого ребенка не были подготовлены ни дети, ни родители. В тот момент меня и посетили мысли об инклюзии. Я поняла, что мне нужно двигаться в этом направлении, чтобы помогать детям с особенностями в развитии осваивать новые навыки.
— Что самое интересное в работе на ресурсной площадке?
— Больше всего меня привлекает индивидуальный подход к каждому малышу с РАС! Имея опыт работы в общеобразовательной группе, где занятия имеют общую направленность, сегодня для меня очень интересно участвовать в занятиях с ребенком по программе, индивидуально разработанной именно для него, с учетом его сильных и слабых сторон.
— С какими сложностями вы сталкиваетесь в ходе своей профессиональной деятельности?
— Самое сложное – это самоконтроль над своим эмоциональным состоянием. Работа с детьми требует особого внимания и сосредоточенности. Необходимо постоянно заниматься саморазвитием, быть компетентным, чтобы приносить больше пользы нашим воспитанникам.
— Что вдохновляет и приносит радость в работе?
— Радость мне приносит сама работа! Я с удовольствием иду к детям и знаю, что они меня ждут, что я им нужна.
— Бывают ли моменты разочарований? И как вы их преодолеваете?
— Да, бывают такие моменты. В это время всегда ощущаю поддержку коллектива, и спасает профессиональный юмор.
— Ваше отношение к инклюзии?
— Положительное! Я считаю, что в современном обществе инклюзивное образование, правильно организованное и осуществляемое «с умом», — необходимость. Польза от пребывания детей с ОВЗ в коллективе несомненна как для ребят с особенностями в развитии, так и для их нейротипичных сверстников. И те, и другие учатся взаимодействию, терпению и получают положительный опыт общения. Пока люди мало информированы об инклюзии, о её необходимости для детей с ОВЗ и для малышей с РАС в частности. И поэтому существует боязнь принятия необычных людей в свой мир, в своё общество. Мы привыкли, что такие люди где-то есть, но мы с ними не сталкиваемся. Кто-то даже избегает таких встреч. Я думаю, инклюзивное образование развеет эти стереотипы и страхи. А для этого необходимо с раннего возраста общаться с ними, взаимодействовать, понимать и принимать в свой мир. Так мы не только будем развивать детей с ОВЗ, но и с самого детства сможем культивировать в обществе такие качества, как доброта к ближнему, толерантность. Давайте менять себя! Менять мир вокруг себя! Каждый должен начать эту необходимую работу над собой, усвоить уроки доброты, чтобы отказаться от стереотипов и позитивно смотреть вперед!
— Что любите, как расслабляетесь, хобби, интересы?
— Это пешие прогулки, путешествия. Очень люблю оптимистичные книги Натальи Грэйс. А ещё обожаю собак, потому что они способны сделать нас добрее и лучше!