Образовательная модель ресурсный класс предполагает работу в рамках прикладного анализа поведения(ПАП).
У детей, обучающихся по данной модели, могут наблюдаться проявления различных форм нежелательного поведения. Однако, использование доказанных методов работы с детьми с аутизмом помогает снизить частоту и интенсивность проявления проблемного поведения.
На примере ученика ресурсного класса РК-2020 Школы информационных технологий №26 | ФОК Победа хотелось бы продемонстрировать эффективность применения ПАП в работе с детьми с аутизмом в общеобразовательном учреждении.
У ребенка наблюдалось нежелательное поведение связанное с необходимостью продолжительное время писать в ученической тетради. Ученик мог громко вокализировать, отказываться неприемлемым способом от предлагаемой деятельности, мог разорвать рабочий лист, это безусловно мешало учебному процессу.
В первую очередь специалистами ресурсного класса был осуществлен сбор данных, с последующим определением функции поведения «избегание сложных требований». Исходя из функции поведения был разработан план коррекции нежелательного поведения, который включал прежде всего проактивные методы работы. Среди проактивных методов работы педагоги использовали:
— подбор высокомотивационных стимулов, которые предоставлялись только за выполнение письменных заданий в тетради;
— бланки минимального заполнения
-тактику предупреждения о переходе от одного вида деятельности к другому ;
— видоизменяли инструкции, добавляя образец выполнения;
— временно снижали сложность задания;
— предоставление выбора заданий и форму выполнения (писать на интерактивной доске или в тетради).
На протяжении всей работы велся сбор данных, по результатам которого нам удалось отметить тренд на снижение частоты нежелательного поведения, также удалось постепенно увеличить объем выполнения письменных работ.
Таким образом удалось повысить эффективность обучения и научить ребёнка концентрироваться на деятельности длительное время.
Наша организация, ЛРОО «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке» — участник проекта «Ресурсныи класс. Доступная среда» — благодарит Ассоциацию «Аутизм-Регионы» за многолетнюю поддержку инклюзивного образования в России. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» .