ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Нарушение коммуникации-ведущий симптом аутизма. Прекрасной площадкой для формирования коммуникативных и социальных навыков является образовательная среда, школа даёт ценный опыт общения со сверстниками, повышает возможности адаптации, а также освоения образовательных программ.

Инклюзивное взаимодействие, лучше тренировать в малых группах, приглашаются сверстники, готовые сами помогать детям с РАС. Подготовка к инклюзии начинается в двух стороннем порядке. С уроков доброты в регулярном классе, со знакомства с классом. Выявления уровня игровых и социальных навыков у детей с РАС, готовность идти на физический контакт со сверстниками.

Рассмотрим выход на инклюзивные перемены на примере конкретного ребенка.
Ребенок N поступил в школу после ДОУ в возрасте 8 лет, маршрут обучения 8.3.
На начальном этапе ребенок избегал контакта с другими детьми, как нейротипичными, так и учащимися РК. Ярко проявлялось нарушение социально-коммуникативной сферы характерное для людей с расстройством аутистического спектра. Несмотря на то, что ребенок посещал ДОУ и имел опыт общения с нейротипичными сверстниками, интеграция в школьную среду происходила в медленном темпе. Игровая деятельность имела ограниченный и скудный характер. Боязнь социальных контактов преобладала над интересом к общению. Имелись трудности с коммуникацией и речью, ребенок не мог выразить свои желания и потребности.

В ресурсной зоне началась ежедневная тренировка навыков приветствия и прощания, игры по очереди, выполнение простых инструкций, которые параллельно закреплялись в играх со сверстниками.

На второй год обучения у учащегося N проявлялся интерес к сверстникам вне игровой деятельности, где ведущую роль по-прежнему играл взрослый. Во время прогулки по школе на перемене, ученик заходил в классы, говорил: «Здравствуйте», шёл мыть руки и уходил. Таким образом интерес к сверстникам принимал более функциональные черты. У учащегося появилась новая цель для формирования, ведение короткого диалога. Навык формировали также в ресурсной зоне, а обобщали с ровесниками из общеобразовательных классов.

Характер игр поменялся, в соответствии с возрастом. По мере сокращения социальной дистанции появилась другая проблема. Обучающийся N при виде сверстников, а также других взрослых, подбегает обниматься, поведение является не только социально-неприемлемым, но и опасным, устранение проблемного поведения началась с методики «социальные круги». Также ведется работа по обучению понимания эмоций, распознаванию невербальных сигналов других людей, а также саморегуляции. На данный момент работа в этом направлении не прекращается.

Таким образом, можно выделить несколько важных этапов инклюзивного социально-коммуникативного взаимодействия со сверстниками:• подготовительный (знакомство с классом, выявление уровня игровых навыков обучающегося, выбор игрового взаимодействия, постановка целей);
• формирование первичных социальных и игровых навыков;
• развитие и закрепление приобретенных навыков;
• постановка новых целей и дальнейшее освоение коммуникативных и социальных навыков Функциональное социальное взаимодействие — сложный навык, многим предстоит долгий путь. Умение инициировать общение является важным для решения различных жизненных ситуаций. Благодарим организатора проекта «Ресурсный класс: импульс к развитию» Благотворительный фонд «Импульс развития», проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов в партнерстве с Ассоциацией «Аутизм-Регионы».

Наши партнёры и друзья

Политика в отношении обработки персональных данных

Политика в отношении обработки персональных данных (1)